Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чернышевский николай гаврилович

Энциклопедический словарь

Черныше́вский Николай Гаврилович (1828-1889), публицист, литературный критик, писатель. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», заключён в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорён к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), затем был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведён в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (около 1867-69).

* * *

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович - ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

* * *

ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Николай Гаврилович [12 (24) июня1828, Саратов - 17 (29) октября 1889, там же], русский революционер, писатель и публицист, один из идеологов революционного движения в России, родоначальник народничества (см. НАРОДНИЧЕСТВО) .

Родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти, он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.

Созданные им образы «новых людей» - молодых революционеров - оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.

Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ». Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и длругие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы».

В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики (см. УТИЛИТАРИЗМ) : критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.

Большой энциклопедический словарь

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89) - русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).

Энциклопедия Кольера

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889. Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855); Антропологический принцип в философии (1860); Характер человеческого знания (1885). В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ". Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет". Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе Что делать? осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".

ЛИТЕРАТУРА

Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х гг. Н.Г.Чернышевский и новая вера в философском одеянии. - Вестник Европы, 1912, дек. Стеклов Ю.М. Н.Г.Чернышевский. Его жизнь и деятельность, 2-е изд. М. - Л., 1928 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-15. М., 1939-1953 Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников. М., 1982

Полезные сервисы